Словарная работа
с обучающимися начальных классов школ с этнокультурным компонентом.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (письменная) речь опирается на владение достаточным словарным запасом.
Сущность и значение словарной работы, ее место в общей системе работы по развитию речи обусловлено ролью слова в языке и речи.
При изучении словарных слов следует опираться на четыре вида памяти детей:
Зрительную, слуховую, кинестетическую ( послоговое проговаривание или
орфографическое чтение), моторную.
Обучение учащихся начальной школы в условиях национально-русского двуязычия изучалось многими учеными и педагогами-практиками: А.А.Леонтьевым , И.А.Зимней, Ш.А.Амонашвили .Ими предложены интересные методики обучения дошкольников и младших школьников , позволяющие сделать обучение развивающим , направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Задача учителя, работающего в условиях двуязычия,- создать ситуацию успешности для каждого ученика , помочь ему раскрыться в полной мере , научить мыслить , привить навыки практических действий . не забывая о проблемах с охранения здоровья .
Усвоение произносительных навыков является важнейшим элементом обучения неродному языку. Проблемы, с которыми сталкиваются дети-инофоны в процессе усвоения русской фонетической системы , обусловлены различиями между ней и фонетической системой родного языка. Навыки восприятия и воспроизведения звуков приобретаются в процессе длительной речевой практики. Без специального обучения дети вместо звуков русского языка произносят звуки своего родного языка.
Наиболее эффективным методом для обучения фонетике на начальном этапе является метод имитации. Это простое подражание учителю. Подражательные наклонности у детей развиты очень сильно. На каждом уроке проводить фонематические пятиминутки и включать в них слова, в которых дети допускают ошибки. Особое внимание уделяется словам, трудным для написания, произношения, толкования. С их помощью учащиеся упражняются в постановке ударения,
составлении словосочетаний и предложений, подборе однокоренных слов, антонимов и синонимов, определении лексического значения слов, их классификации по частям речи.
Работа над словарными словами складывается из следующих этапов.
1. Вычленение из текста слова, которое войдет в словарь. Здесь происходит первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова в печатной форме, создание твердого зрительного образа.
2. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную память учащихся. Слово с непроверяемым написанием сначала орфографически (как написана) читается по слогам учителем, затем ученики произносят это слово по слогам несколько раз хором(2-3 р).
3.Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово
записывается на классной доске учителем и в тетрадях учащимися. Обращается внимание на то же слово, помещенное на поле учебника, ставится ударение. Опора на моторную орфографическую память учащихся.
4.Фонематическое чтение словарного слова, Сравнение звукового и графического
облика слова. Подчеркивание « опасного» в орфографическом отношении места в слове. Перед учениками ставится задача запомнить выделенное слово, орфограмму, т.к. оно не может быть проверено правилом
5.Объяснение учащимися лексического значения слова, пояснение значения на самостоятельно подобранных примерах.
Н-р. Иногда - время от времени, в некоторых случаях, иной раз.
6.Подбор учениками однокоренных слов с непроверяемой орфограммой.
7.Устный подбор словосочетаний с этим словом или предложений. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске лучшего предложения.
Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же слову необходимо 5-8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словарным словам на ежедневной орфографической пятиминутке, который обычно связывается с темой урока .
Большой материал для работы над словарными словами дают стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Вставьте подходящее по смыслу слово в поговорки.
Держать ----------за зубами.
Ждать у моря- ----------------
Скатертью-------------------------
--------------до Киева доведет.
Приведем работу над словом п е т у х.
1.Предлагается загадка.
На заборе сидит, утром рано голосит, просыпаться всем велит.
Уч-ся называют отгадку.
2.Учащиеся проговаривают слово «петух « орфоэпически , определяют ударный и безударные слоги.
3. Записать в тетрадь самостоятельно, пропустив орфограмму (опасное место)
П - т у х .
4. Далее предлагается справка о петухе: Все знают петуха непременного персонажа многих сказок и басен , поговорок и загадок . Славится петух важностью походки и задиристостью характера . Недаром говорят « Важный как петух..» Главное , чем славится петух – это своим пением . Петух – своеобразные поющие часы . С петухами люди на рассвете просыпались .С петухами ( на закате ) ложились спать . За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом .
5.Правильность ответа предлагается проверить по орфографическому словарю .
6. Проговаривание слова петух орфографически .
7. Вставка в окошко нужной буквы .
8. Для закрепления написания слова испоьзуется стих.
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей,
Петушок ответил детям:
« Хорошо умею петь я»
Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится .
Мнемоника – системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций .
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих трудных слова
Напишем в корне с буквой « О».
Дает корова молоко!
Оро-оло пишем с «О» .
Я в своей практике пользуюсь пособием Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Например
.. .. .. .. .. .. ..О З А Б В Т Е Р А Д К
-Внимательно, посмотрите на данную запись и определите 2 слова с которыми мы познакомимся на уроке.
* Какие эти слова,
- Сегодня мы познакомимся со словами З А В Т Р А К и О Б Е Д .
- Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху поставлены точки , затем соединить буквы , под которыми внизу поставлены точки .
* Найдите смысловое сходство слов З А В Т Р А К и О Б Е Д .
- это приемы пищи.
* В чем видите их различия.
Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня.
Однако слово обед обозначает не только прием пищи в определенное время.
Сегодня у нас вкусный обед.
*Определите значение слова обед (пища)
Что обозначает в этих предложениях.
Отец приехал в самый обед.(время)
Магазин закрыт: обед (перерыв)
-У слова обед несколько значений.
Слово З А В Т Р А К тесно связано со словом З А В Т Р А .
Чтобы приготовить еду древним людям потребовалось очень много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась З А В Т Р А К .
Добиться активной и осознанной деятельности учащихся помогает строго продуманная система вопросов учителя.
Необходимо сформировать у школьников умение соотносить вещественное и грамматическое значение слов.
Грамматические игры способствуют совершенствованию грамматических умений и навыков, развитию логического мышления учащихся. Их привлекает не только процесс игры – они стараются играть как можно лучше, в поисках оптимального решения перебирают варианты ответов, стремятся дойти до цели наиболее рациональным путем. Таким образом, ученики, для которых русский язык не является родным, не только овладевают грамматическим строем языка, но и познают тайны языка, его особенности и красоту. Именно в игре приходит к школьнику заинтересованность в знании, интерес к предмету.
с обучающимися начальных классов школ с этнокультурным компонентом.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (письменная) речь опирается на владение достаточным словарным запасом.
Сущность и значение словарной работы, ее место в общей системе работы по развитию речи обусловлено ролью слова в языке и речи.
При изучении словарных слов следует опираться на четыре вида памяти детей:
Зрительную, слуховую, кинестетическую ( послоговое проговаривание или
орфографическое чтение), моторную.
Обучение учащихся начальной школы в условиях национально-русского двуязычия изучалось многими учеными и педагогами-практиками: А.А.Леонтьевым , И.А.Зимней, Ш.А.Амонашвили .Ими предложены интересные методики обучения дошкольников и младших школьников , позволяющие сделать обучение развивающим , направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Задача учителя, работающего в условиях двуязычия,- создать ситуацию успешности для каждого ученика , помочь ему раскрыться в полной мере , научить мыслить , привить навыки практических действий . не забывая о проблемах с охранения здоровья .
Усвоение произносительных навыков является важнейшим элементом обучения неродному языку. Проблемы, с которыми сталкиваются дети-инофоны в процессе усвоения русской фонетической системы , обусловлены различиями между ней и фонетической системой родного языка. Навыки восприятия и воспроизведения звуков приобретаются в процессе длительной речевой практики. Без специального обучения дети вместо звуков русского языка произносят звуки своего родного языка.
Наиболее эффективным методом для обучения фонетике на начальном этапе является метод имитации. Это простое подражание учителю. Подражательные наклонности у детей развиты очень сильно. На каждом уроке проводить фонематические пятиминутки и включать в них слова, в которых дети допускают ошибки. Особое внимание уделяется словам, трудным для написания, произношения, толкования. С их помощью учащиеся упражняются в постановке ударения,
составлении словосочетаний и предложений, подборе однокоренных слов, антонимов и синонимов, определении лексического значения слов, их классификации по частям речи.
Работа над словарными словами складывается из следующих этапов.
1. Вычленение из текста слова, которое войдет в словарь. Здесь происходит первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова в печатной форме, создание твердого зрительного образа.
2. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную память учащихся. Слово с непроверяемым написанием сначала орфографически (как написана) читается по слогам учителем, затем ученики произносят это слово по слогам несколько раз хором(2-3 р).
3.Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово
записывается на классной доске учителем и в тетрадях учащимися. Обращается внимание на то же слово, помещенное на поле учебника, ставится ударение. Опора на моторную орфографическую память учащихся.
4.Фонематическое чтение словарного слова, Сравнение звукового и графического
облика слова. Подчеркивание « опасного» в орфографическом отношении места в слове. Перед учениками ставится задача запомнить выделенное слово, орфограмму, т.к. оно не может быть проверено правилом
5.Объяснение учащимися лексического значения слова, пояснение значения на самостоятельно подобранных примерах.
Н-р. Иногда - время от времени, в некоторых случаях, иной раз.
6.Подбор учениками однокоренных слов с непроверяемой орфограммой.
7.Устный подбор словосочетаний с этим словом или предложений. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске лучшего предложения.
Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же слову необходимо 5-8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словарным словам на ежедневной орфографической пятиминутке, который обычно связывается с темой урока .
Большой материал для работы над словарными словами дают стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Вставьте подходящее по смыслу слово в поговорки.
Держать ----------за зубами.
Ждать у моря- ----------------
Скатертью-------------------------
--------------до Киева доведет.
Приведем работу над словом п е т у х.
1.Предлагается загадка.
На заборе сидит, утром рано голосит, просыпаться всем велит.
Уч-ся называют отгадку.
2.Учащиеся проговаривают слово «петух « орфоэпически , определяют ударный и безударные слоги.
3. Записать в тетрадь самостоятельно, пропустив орфограмму (опасное место)
П - т у х .
4. Далее предлагается справка о петухе: Все знают петуха непременного персонажа многих сказок и басен , поговорок и загадок . Славится петух важностью походки и задиристостью характера . Недаром говорят « Важный как петух..» Главное , чем славится петух – это своим пением . Петух – своеобразные поющие часы . С петухами люди на рассвете просыпались .С петухами ( на закате ) ложились спать . За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом .
5.Правильность ответа предлагается проверить по орфографическому словарю .
6. Проговаривание слова петух орфографически .
7. Вставка в окошко нужной буквы .
8. Для закрепления написания слова испоьзуется стих.
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей,
Петушок ответил детям:
« Хорошо умею петь я»
Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится .
Мнемоника – системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций .
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих трудных слова
Напишем в корне с буквой « О».
Дает корова молоко!
Оро-оло пишем с «О» .
Я в своей практике пользуюсь пособием Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Например
.. .. .. .. .. .. ..О З А Б В Т Е Р А Д К
-Внимательно, посмотрите на данную запись и определите 2 слова с которыми мы познакомимся на уроке.
* Какие эти слова,
- Сегодня мы познакомимся со словами З А В Т Р А К и О Б Е Д .
- Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху поставлены точки , затем соединить буквы , под которыми внизу поставлены точки .
* Найдите смысловое сходство слов З А В Т Р А К и О Б Е Д .
- это приемы пищи.
* В чем видите их различия.
Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня.
Однако слово обед обозначает не только прием пищи в определенное время.
Сегодня у нас вкусный обед.
*Определите значение слова обед (пища)
Что обозначает в этих предложениях.
Отец приехал в самый обед.(время)
Магазин закрыт: обед (перерыв)
-У слова обед несколько значений.
Слово З А В Т Р А К тесно связано со словом З А В Т Р А .
Чтобы приготовить еду древним людям потребовалось очень много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась З А В Т Р А К .
Добиться активной и осознанной деятельности учащихся помогает строго продуманная система вопросов учителя.
Необходимо сформировать у школьников умение соотносить вещественное и грамматическое значение слов.
Грамматические игры способствуют совершенствованию грамматических умений и навыков, развитию логического мышления учащихся. Их привлекает не только процесс игры – они стараются играть как можно лучше, в поисках оптимального решения перебирают варианты ответов, стремятся дойти до цели наиболее рациональным путем. Таким образом, ученики, для которых русский язык не является родным, не только овладевают грамматическим строем языка, но и познают тайны языка, его особенности и красоту. Именно в игре приходит к школьнику заинтересованность в знании, интерес к предмету.
Комментариев нет:
Отправить комментарий